?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В этом году Casio отмечает свой 30-ти летний юбилей, поздравляем! На официальном сайте представлена «линейка достижений» Casio и что удивительно…

Casio 201

Звучит красиво и правдоподобно, однако, при всей любви и уважении к Casio, лавры создания первого в мире электронного синтезатора принадлежат не им, и вообще не японцам, и не немцам, и даже не американцам, первый в мире синтезатор изобрел, дорогие товарищи, наш соотечественник! Cоветский военный инженер Евгений Александрович Мурзин.

В 1941 молодой тогда еще инженер Евгений Мурзин (он учился в Институте инженеров коммунального хозяйства) придумал фотоэлектронный оптический синтезатор звука. Подготовив расчеты и чертежи, он обратился к тем, кто, по его мнению, должен был с восторгом принять идею расширения возможностей по созданию звука - композиторам, звукооператорам, профессорам-акустикам. Однако получил отказ, характерный для Советского времени: дорогая, невероятно сложная в производстве вещь, необходимости в ней нет, идея хорошая, но...

Мобилизован Евгений Мурзин был в артиллерию, где также нашел применение своему таланту изобретателя: придумал схему электромеханического поправочника для управления огнем. Вскоре был отозван с фронта и прикреплен к одному из номерных НИИ в должности "военного изобретателя". Там и остался после Победы. За разработку зенитного прицела нового типа получил по закрытому списку Сталинскую премию. Эта работа была зачтена ему как кандидатская диссертация. Евгений Мурзин был главным конструктором систем управления огнем летающего командного пункта войск ПВО, а также автором множества прочих изобретений, одобренных командованием и принятых к использованию в ПВО, ракетных войсках, ПВС.

Однако, возможности сделать карьеру, стать генералом, доктором наук, он предпочел воплощение своей давней мечты – создание электронного синтезатора, АНСа. Имя своему детищу Евгений Мурзин выбрал от сокращенного имени своего любимого и обожаемого композитора - Александра Николаевича Скрябина, концерты которого и вдохновили его в юности на изобретение фотоэлектронного синтезатора.

Как вы думаете, что было дальше? А дальше, в течение 12(!) лет Евгений Александрович Мурзин САМОСТОЯТЕЛЬНО создавал свою идею по собственным чертежам. Проживая в бараке, в скромном жилгородке на московской окраине при НИИ. Паяли всей семьей. Выкраивали деньги из семейного бюджета, экономя буквально на всем, на покупку высокоточной оптики, усилителей, ламп, транзисторов и всего, что было необходимо для создания АНСа.

В 1958 году АНС был готов. На скромной дачке Мурзина он занимал половину комнаты. И действовал. Новый инструмент фантастически расширял профессиональные возможности. В обычной октаве 12 звуков, в АНСовской - 72. 720 звуковых дорожек чистых тонов - то есть реально сконструировать любой звук, музыкальный, природный, космический... Эти звуки можно было накладывать друг на друга, и на выходе получался аккорд оркестра, шум прибоя, пение загадочной птицы - что угодно. Удивителен был сам процесс работы: клавиатуры не было, на покрытом специальной непрозрачной мастикой стекле прочерчивалась линия, через нее пускался световой луч на фотоэлементы - музыкальная фраза как бы рисовалась.

И тут выяснилось, что все, что до этого делалось в Германии, Венгрии, США, на порядок отставало от первого в мире электронного синтезатора Мурзина. И тут уже речь зашла о мировом Советском приоритете. СССР лидерствовал в великой гонке: первый спутник, Гагарин... Для советских выставок в Париже и Лондоне был снят полиэкранный фильм "К звездам". Музыку к нему срочно написали на АНСе Артемьев и Крейчи. И фильм, и музыка вызвали много разговоров на Западе.

АНС произвел фурор на выставке достижений советской промышленности в Генуе. Естественно, иностранные бизнесмены предлагали Мурзину продать машину. Естественно, Мурзин, как подобает скромному советскому инженеру, гордо отказался от всех предложений.

В 1967 году была наконец организована Экспериментальная студия электронной музыки - та, о которой просили Хренников и Шостакович. В один день Мурзин ушел в запас, уволился из института и стал ее руководителем. Студию закрепили за фирмой "Мелодия", а разместили на первом этаже Дома-музея Скрябина. Где можно услышать «голос» АНСа?

Когда в "Бриллиантовой руке" загипсованная лапа гоняется за Гешей (Мироновым), а потом хватает его за нос.
Когда в "Солярисе" давящим звуковым фоном идет тяжелое, переливающееся гудение - океан тревожится, нервы взвинчены.
Когда в "Приходите завтра" ошалевшая от Москвы Фрося Бурлакова падает в обморок у трех вокзалов.
Когда в "Освобождении" травится Гитлер.
А еще в "Сибириаде".
А еще в "Зеркале".

И во множестве других не столь памятных фильмов, в бесчисленном количестве мультиков и научно-популярных лент нужный звуковой эффект достигался с помощью синтезатора АНС. Иногда про это сообщалось в титрах (в "Солярисе", например), чаще - нет. На АНСе воспроизводились не только шумы, он использовался при написании музыки, причем какие имена с ним связаны! Шнитке... Губайдулина... Денисов... Артемьев...

Умер Евгений Александрович Мурзин в 1970 году после тяжелой и продолжительной болезни. Так и не получив никаких особенных регалий, почестей или материальных благ, но реализовав свою идею. Не спрашивайте, почему то, что первый в мире электронный синтезатор был создан в СССР, не муссировалось советской пропагандой. На фоне первого полета в космос и гонки вооружений скромное достижение в развитии электронной музыки, видимо, не заслуживало внимания советской прессы. А вероятнее всего — не было у нас Генсека, увлекающегося техникой и музыкой (в этом смысле айфону повезло) ).

Возвращаясь же к Casio, после всего выше сказанного, вносим поправку: Casio CT-201 не первый в мире электронный синтезатор! Правильнее его назвать первым в мире компактным клавишным синтезатором, открывшим эпоху использования клавишных синтезаторов на сцене. И эти лавры принадлежат компании Casio по заслугам.

Comments

( 43 комментария — Оставить комментарий )
shefsus
20 июл, 2010 11:41 (UTC)
Что с них взять. Мир чистогана и наживы..
nau_rockmen
20 июл, 2010 12:20 (UTC)
а у кассио есть хоть один достойный синтезатор?
rediezshop
20 июл, 2010 12:43 (UTC)
достойный чтобы что?)) касио это пока всё домашние синтезаторы. Роланд, Корг, Ямаха другой уровень, ну и другие цены соотв. Хотя интернет-звезды не брезгуют касио http://www.youtube.com/watch?v=mwJePkSMJz4&feature=player_embedded#!
(без темы) - nau_rockmen - 20 июл, 2010 12:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rediezshop - 20 июл, 2010 12:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nau_rockmen - 20 июл, 2010 13:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rediezshop - 20 июл, 2010 13:14 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - sonyushka - 20 июл, 2010 16:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rediezshop - 20 июл, 2010 19:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rediezshop - 20 июл, 2010 19:37 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - rediezshop - 21 июл, 2010 05:54 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - nau_rockmen - 21 июл, 2010 05:53 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
15 фев, 2013 19:54 (UTC)
Синтезаторы
У любога синтезатора есть свои плюсы и минусы по многим направлениям. В нашем мире ничего сверхидеального нет - всё имеет свои достоинства и недостатки.
necrodesign
20 июл, 2010 13:55 (UTC)
Позволю с вами не согласиться, но АНС не является первым в мире синтезатором.
Не в коем случае не умаляю новаторство и оригинальность идеи Мурзина.
necrodesign
20 июл, 2010 14:41 (UTC)
Телгармониум, Коралцелло, Оптофон, Хаммонд, работы по рисованному звуку и пр. и пр....
Кое о чём я писал у себя. Если интересно, то читайте по этому тэгу: ретрозвук
(без темы) - jfreezz - 21 июл, 2010 02:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - necrodesign - 20 июл, 2010 14:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rediezshop - 20 июл, 2010 19:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - necrodesign - 20 июл, 2010 20:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rediezshop - 20 июл, 2010 21:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - necrodesign - 20 июл, 2010 21:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rediezshop - 21 июл, 2010 05:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - necrodesign - 21 июл, 2010 06:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rediezshop - 21 июл, 2010 13:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - necrodesign - 21 июл, 2010 15:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - necrodesign - 20 июл, 2010 20:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rediezshop - 20 июл, 2010 21:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - necrodesign - 20 июл, 2010 21:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rediezshop - 21 июл, 2010 05:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - necrodesign - 21 июл, 2010 06:24 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
rediezshop
20 июл, 2010 20:04 (UTC)
Вы про Терменвокс Муга? Вы удивитесь, но его также изобрел наш соотечественник Лев Сергеевич Термен в 1919 году. Впрочем, мы подняли тему именно для того, чтобы разобраться - что же действительно являлось первым синтезатором.
Дабы буржуи не переписывали историю:)))
Единственный момент - если вы заинтересованы в общении, просьба не употреблять по отношению к собеседникам фраз типа "ересь", "чушь" и тому подобное. Согласитесь, неуважение друг к другу в дискуссии приводит только к тому, что разговора на интересную тему не получается, к сожалению.
(без темы) - val_ufo - 20 июл, 2010 20:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rediezshop - 20 июл, 2010 20:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rodionero - 21 июл, 2010 12:37 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - rediezshop - 21 июл, 2010 13:32 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - rediezshop - 21 июл, 2010 13:56 (UTC) - Развернуть
rodionero
21 июл, 2010 12:35 (UTC)
Первыми были MOOG и Harmond, причем касио ваще не понятно
rediezshop
21 июл, 2010 13:36 (UTC)
Да, касио вообще ни при чем.
artfaber
17 ноя, 2016 08:42 (UTC)
А что толку, что он первый?
Он так и остался экспериментом в одном экземпляре. Как и тысячи других изобретений, которые увидели хоть какую-то мало-мальски осязаемую форму лишь благодаря энтузиазму их авторов. 10 лет за свои средства и время сотворить такой аппарат дома - это достойно уважения к его создателю, но никак не к системе, в которой ему довелось родиться и жить.
Что толку, что якобы Попов изобрёл радио? В совке оно никому не было нужно кроме военных - всю страну заполонили провода и нелепые абонентские громкоговорители...
Что толку в "пальме первенства", если в продаже НЕТ, НЕ БЫЛО и, скорее всего, НИКОГДА НЕ БУДЕТ советского=российского синтезатора. Вместо "синтезатора" можно подставить много чего другого. Например, телефона, компьютера, монитора и т.д. Т.е. Попытки что-то собрать в Китае и выдать за своё есть, но как много желающих купить такие поделки? Впрочем, "фотоаппараты" в СССР были. Полный отстой. А то, что действительно стоящее было изобретено, появлялось только на выставках. Автомобили - такой же отстой.
Смешно и глупо с ничем не подкреплённым апломобом писать про "мир чистогана и наживы", в котором любая полезная вещь так или иначе становится доступной людям. Естественно, за деньги. Или вы готовы работать на работе за идею? Чушь кошачья!
Если бы Мурзину удалось уехать и реализоваться на Западе, его детище было бы известно, популярно, доступно многим музыкантам. И сейчас можно было бы хотя бы утверждать, что этот аппарат создал выходец из России. А так гордиться-то особо нечем...
Только кто бы ему дал уехать... офицеру... из %№;%:? страны ...
Андрей Калининъ
13 янв, 2018 19:53 (UTC)
О первенсте и наших вещах
А вообще у нас фотоаппараты были лучшие это Зенит и ФЭД. Зениты скупались и вывозили кучами в ГДР. А синтезаторы наши придумали и последняя дата была 1927 год, но так, как не было производственных мощностей, то продали чертежи японцам.

Ролланд и КОРГ детище наших изделий, но уже построенные японцами. Самая старая Ямаха, но она до 20-века изготавливали только аккустические и духовные инструменты. В основном фортепиано и рояли.
( 43 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner